Велотуризм - это еще одна возможность хорошо провести время. Иных людей привлекает возможность проявить себя в спортивных соревнованиях – гонки на велосипедах регулярно организуемые в нашем городе привлекают как спортсменов, так и простых велолюбителей. Хочется выделить несколько направлений в велоспорте – 1) Cross-Country - гонки по пересеченной местности. 2) BMX. На самом деле это несколько параллельных направлений. Cross – гонки на кольцевой трассе с препятствиями, то для чего изначально делались эти велосипеды, street - преодоление городских препятствий, прыжки через скамейки, vert - прыжки в half-pipe, dirt-jump – прыжки через земляные препятствия. 3) Trial – еще один вид велоакробатики. Это продолжение street BMX, с той лишь разницей, что велосипеды для trial еще более специализированные. Полностью отсутствует седло, низкая рама, 4) Шоссейные гонки 5) Downhill – скоростной спуск по пересеченной местности.
Классификация велосипедов
Складные велосипеды Самый простой и недорогой класс велосипедов. Отличительные черты - складная рама и небольшой диаметр колес 20-24 дюйма. Такой велосипед в сложенном виде занимает немного места и запросто умещается в багажнике автомобиля. Эти велосипеды не предназначены для установления рекордов, все, что они могут – с ветерком доставить вас в нужное место.
Самые простые модели имеют стальную раму, всего одну передачу и тормоза втулочного типа. Достоинства такого велосипеда в простоте обслуживания. Более продвинутые модели имеют алюминиевую раму и переключатели скоростей.
Дорожные велосипеды
Это велосипеды с классической треугольной рамой (мужской вариант) или опущенной верхней трубой (женский). Диаметр колес 26-28 дюймов. Такие велосипеды комплектуются по принципу все включено – обязательно устанавливаются полные крылья, багажник, у некоторых моделей еще и электрооборудование. Также как и у складных велосипедов, простые модели имеют всего одну скорость и стальную раму. Все что требуется от такого велосипеда – иметь запас прочности, и возможность взять с собой некоторое количество груза. На бездорожье придут на помощь модели имеющие переключатели скоростей.
Верх совершенства дорожных велосипедов это байк сделанный из алюминия, имеющий тормоза барабанного или дискового типа, планетарную втулку на 7 передач, амортизирующая передняя вилка и электрооборудование, питающееся от динамо встроенной прямо в переднее колесо! Несмотря на то, что дорожники высокого уровня делаются из компонентов MTB, их все-таки нельзя называть горным велосипедом. Отличить очень просто – комфортное седло, высокий руль, наличие крыльев и багажника. Они не предназначены для экстремального катания и покорения горных склонов, их удел - асфальтовые и грунтовые дороги. Дорожные велосипеды гибрид и туринг получились в результате трансформации спортивных моделей. Гибрид – велосипед с колесами диаметром 28 дюймов собранный с использованием компонентов MTB. Туринг – шоссейный велосипед, оборудованный приспособлениями для перевозки грузов, более мощной рамой с большей базой и колесами оснащенными универсальными покрышками.
Хардтэйл МTB (маунтин-байк, горный велосипед) Вот основные черты горного велосипеда – легкая, но прочная рама треугольной формы из авиационного алюминиевого сплава, прямой руль, большое количество передач 3х8 или 3х9, передняя амортизирующая вилка, мощные колеса с широкой резиной диаметром 26 дюймов. В этих велосипедах все направлено на покорение бездорожья. Этим велосипедам по зубам абсолютно любые дороги - они ничем не уступят дорожным велосипедам на твердом асфальте, и им нет равных на лесных и горных тропинках. Это наиболее универсальный тип горного велосипеда.
В отдельную подкатегорию можно вынести велосипеды предназначенные для агрессивного катания. Как правило, они имеют низкопрофильную раму и предназначены для трюковых и прыжковых дисциплин. Для обычного катания в парке такой велосипед вряд ли подойдет.
Двухподвесы. Отличительная чертой двухподвеса это, конечно же, наличие амортизаторов у обоих колес. Есть два принципиально разных типа двухподвесов: - Cross-country двухподвесы это обычный хардтэйл дополненый задним амортизатором. На нем можно с одинаковой легкостью штурмовать как подъемы, так и спуски. Ход подвески умеренный. Задняя подвеска устроена так, что она поглощает удары, но при этом не мешает педалировать. - Downhill двухподвесы – предназначены исключительно для спусков. Мощная рама и передняя вилка с исключительно большим ходом; удлиненная колесная база для большой устойчивости на спуске – вот основные черты этих велосипедов.
Шоссейные велосипеды Это велосипеды предназначенные исключительно для скоростной езды. Колеса диаметром 28 дюймов с тонкими шинами, низко расположенный изогнутый руль вот характерные черты шоссейников. Велосипед предназначенный исключительно для спорта.
BMX Велосипеды BMX принципиально отличаются от всего, что было описано выше. Очень низкая рама, колеса 20 дюймов и отсутствие переключателей скоростей делают этот велосипед пригодным только для одного – исполнения трюков.
Конструктивные особенности велосипедов
Покрышки бывают трех типов: Слики - имеют гладкий или невысокий протектор, преднасначены для катания по ровным дорогам Полуслики – в центре имеют невысокий протектор, а сбоков высокий. На мягком грунте начинают работать боковые шипы. Это универсальная резина. Покрышки для бездорожья имеют высокий протектор по всей ширине покрышки. Также влияет ширина покрышки – чем она уже, тем выше ходовые качества по ровным дорогам и хуже по бездорожью, широкая резина наоборот, лучше ведет себя на бездорожье и хуже по асфальту.
Обода Велосипеды начального уровня комплектуются стальными или алюминиевыми одинарными ободами. Одинарные обода не обеспечивают нужной жесткости, поэтому у колес собранных с использованием одинарных ободов, восьмерки довольно частое явление. Двойные обода имеют дополнительные ребра жесткости за счет использования многокамерной конструкции.
Тормоза Различают тормоза нескольких типов: Втулочные – весь механизм спрятан внутри втулки колеса, такая конструкция исключительно надежна, так как полностью защищена от воздействия внешних факторов v-brake – ободные тормоза. Очень распространены в силу простоты конструкции и исключительно малого веса. Но и не лишены недостатков - очень чувствительны к внешним факторам. Не допускают биений колеса, боятся попадания песка и грязи – это приводит к повышенному износу тормозных колодок и ободов, при обледенении полностью лишаются тормозящих свойств. дисковые – практически лишены недостатков которые есть у v-brake
Идем в магазин
Итак, с видами велосипедов и их особенностями разобрались. Осталось самое малое – определить к чему лежит душа. Здесь мы не советчики, каждый выбирает свой путь. Допустим, вы, хотя бы примерно определились с тем, какой велосипед вам нужен. Далее нужно просто обойти ближайшие магазины и ознакомиться с их ассортиментом и уровнем цен. На этом этапе наверняка уже сформируется список наиболее подходящих моделей. Как же из нескольких моделей выбрать подходящий вариант? Прежде всего, нужно смотреть на раму – ведь все остальное можно легко поменять в случае необходимости. Во первых, рама должна соответствовать вашему стилю катания, во вторых размер рамы должен соответствовать вашему росту. Проверить размер рамы очень просто – установите седло на ту высоту, на которой собираетесь ездить. Нога должна доставать педаль в нижнем положении и оставаться при этом слегка согнутой. Итак, высоту седла установили правильно. Теперь приставьте кончик локтя к переднему краю седла и попробуйте достать выноса руля кончиками пальцев. Если дотянулись, все нормально, размер ваш. В противном случае можно попробовать скорректировать установку седла или поставить вынос большего или меньшего размера в зависимости от результатов измерения. Длинна рамы подошла, теперь нужно проверить ее высоту. Чтобы это сделать нужно встать, таким образом, чтобы рама находилась между ногами, а ноги при этом находились на земле. Расстояние от промежности до рамы должно быть не менее 10 сантиметров. Для экстремального катания нужно брать раму еще ниже. Как правило, велосипеды продают в собранном виде. Если это не так, попросите собрать и настроить велосипед. Это спасет вас от лишних неприятностей. Некоторые магазины предоставляют месячный срок, в течение которого вам бесплатно проведут повторную регулировку всех механизмов. Попросите продавца дать прокатится на выбранном велосипеде. Переключение передач должно происходить четко. Колеса не должны иметь грыж и биений. Посадка должна быть комфортной, седло должно соприкасаться с седоком в области седалищных костей (если это не так, значит седло слишком узкое).
Аксессуары
На этом наши расходы не заканчиваются. Нужно еще оборудовать велосипед под собственные нужды. Прежде всего, нужно обзавестись минимальным набором инструмента с помощью которого можно произвести регулировку или мелкий ремонт в полевых условиях. Это набор шестигранников, спицной ключ, разводной ключ, крестовая и плоская отвертки, набор монтажек, велонасос, запасная камера, велоаптечка. Ну и по желанию можно оснастить велосипед багажником, крыльями (лучше, если это будут полные металлопластиковые крылья, которые спасут вас от брызг в плохую погоду так как дешевые пластмассовые не выполняют своей функции), велокомпьютером, подрамной или подседельной сумкой куда можно сложить инструмент, ну и фляжкой которая может крепиться на раме. Тросовый замок совершенно нелишняя вещь, когда нужно оставить велосипед без присмотра. Передняя фара и задний фонарь если вы собираетесь ездить в вечернее или ночное время.
|